Поэтические отголоски

Распространено мнение, что существенного влияния на современную ей и последующую литературу Лохвицкая не оказала. Между тем, опыт показывает, что это не так. Образы ее поэзии нередко обыгрываются другими авторами.


Об этом еще в 10-е гг. писал А.А. Амфитеатров в статье, посвященной разбору творчества Игоря Северянина: «Хотя жизнь ее была короткая, она успела сказать несколько своих слов и внести в копилку русской литературы несколько своих мыслей. Ими потом, вот уже целое десятилетие пробавляются разные господа поэты...» (Амфитеатров А. Человек, которого жаль // Русское слово. – 1914, № 111). О том же уже в наши дни говорил В.Ф.Марков: «Лохвицкая – это кладезь пророческих предвосхищений <…> Она опередила Бальмонта почти на десять лет своим “К солнцу” <…> Другие поэты также слышатся в ее строках. Самое первое стихотворение первой книги ее стихов звучит как предвестие Гиппиус, Бальмонта и Сологуба, а кроме того, некоторых “соловьевских” аспектов Блока. Лохвицкая писала о канатной плясунье (и об “одиночестве вдвоем”) до Ахматовой, объясняла природу наяды до Цветаевой, ставила в стихи “дождь” и “плащ” до Юрия Живаго и употребляла слова вроде ”теревинф” до Вячеслава Иванова. Более важно то, что именно Лохвицкая, а не Ахматова, “научила женщин говорить”» (Markov. V. Russian crepuscolary: Minskij, Merezhkovskij, Loxvickaya. // Russian literature and history. Jerusalem, 1989, p.80).


Наибольший удельный вес имеет ее поэтическая перекличка с Бальмонтом. Поэтические миры Лохвицкой и Бальмонта, поэтов, очень непохожих по взгляду на жизнь, устремлены друг к другу всеми изгибами линий – так очертания Африки и Южной Америки вызывают в воображении единый некогда бывший материк.


Лирика Тэффи не только зависима от поэзии ее сестры, но местами создает впечатление переселения души лирической героини.


Вождь символистов Валерий Брюсов всегда высказывался о Лохвицкой пренебрежительно. НО в стихах нередко пользовался ее образами, элементами стиля, а то и перепевал целые стихотворения. Целая серия аллюзий к образам поэзии Лохвицкой содержится в его романе «Огненный ангел».


Игорь Северянин не скрывал своего преклонения перед Лохвицкой. У него реминисценции, взятые из ее стихов, особенно часты.


Однако и у поэтов, никогда не упоминавших Лохвицкую среди своих учителей, можно найти совершенно определенные аллюзии.


Надеемся, что внимательного читателя эти поэтические отголоски заинтересуют. Заметим, что предложенные параллели темы не исчерпывают.


Анна Ахматова

Константин Бальмонт

Александр Блок

Иосиф Бродский

Валерий Брюсов

Иван Бунин

Аделаида Герцык

Николай Гумилев

Сергей Есенин

Аполлон Коринфский

Игорь-Северянин

Тэффи

Марина Цветаева

Черубина де Габриак